Евгений (evgens) wrote in khabarovsk,
Евгений
evgens
khabarovsk

Оригинал взят у evgens в Экспедиция «Сказочное подземелье» - пещерный комплекс «Стерегущее копьё» близ Санболи

Эта история началась обычной скучной зимней пятницей. Я находился на работе, впитывая излучение от двух мониторов и протирая штаны в офисном кресле. От ковыряния в носу отвлёк звонок мобильного телефона. На экране отобразилось имя звонящего: «Вадим Игоревич».

Тот самый Вадим, с которым я ходил в тур к скалам Надге (подробно об этом событии можно почитать здесь: http://evgens.livejournal.com/238436.html). Я снял трубку (странное словосочетание, учитывая то, что уже и сами «трубки», и процесс их «снимания» давно ушли в прошлое):

— Алло.

— Женя, привет, это Вадим, мы с тобой на Анюй ходили. Сегодня выдвигаемся к пещерам «Стерегущее копьё», в группе осталось ещё место, ты с нами?

— Дай время подумать, у меня тут кое какие дела наметились, я прикину и перезвоню.

После того, как сеанс связи завершился, со мной заговорил мой внутренний голос: «О чём ты там думать собрался, м#%ак б@*дь?! Соглашаться надо, хрена ли тут думать! Давай перезванивай быстро!». Я перезвонил:

— Алло, Вадим, я в теме!

— Отлично! Пол-двенадцатого вечера за тобой заедем, жди звонка.

Выходные обещали быть интересными…

Теперь немного справки из интернетов:

На северо-восток от Хабаровска, в среднем течении реки Кур расположен пещерный комплекс, включающий в себя пещеры «Квадрат», «Бурундук», «Аленушка», «Стерегущее копье» и «Труба». Пещеры являются памятниками природы местного значения и находятся под охраной государства.

Ближайший населённый пункт — Санболи́ — посёлок сельского типа в Амурском районе Хабаровского края. Административный центр Санболинского сельского поселения.

Пещера Стерегущее Копье — главная пещера пещерного комплекса. Представляет собой ряд больших (до 400 м2) залов, объединенных в одну систему многочисленными галереями, лазами и ходами.

Снаряжение проверено, батареи в фотоаппаратуре заряжены, рюкзак уложен, в путь…

«Автомобильная» часть маршрута не особо интересна, до тех пор, пока на дороге не возникает первое серьёзное препятствие, уже на подъезде к первому лагерю — охотничьему зимовью. Преодоление препятствия запечатлено на видео одной из участниц нашей экспедиции, Валентиной «Кунаширкой»:

Дальше удалось проехать на машине совсем немного, и дорога стала окончательно непроходимой. Выгружаемся, надеваем рюкзаки и идём к зимовью, где по плану у нас завтрак и отдых, после которого надо идти дальше.

Через пару километров выходим к заветной избушке, на часах около восьми утра (в это время ещё темно, фото сделано уже после отдыха):

Отдыхаем, едим:

И выдвигаемся дальше. До пункта назначения ещё около 4-х километров:

Небольшой привал на маршруте. Времени с большим запасом, поэтому можно себе позволить такую походную «роскошь», как привал на всего 4-х километровом участке:

Прибыли. Теперь нужно подготовить спуск. Подготовка заключается в закреплении страховочной верёвки, т.к. спуск в пещеру крутой и глубокий:

Красоты начинаются сразу после спуска:

Перемещаемся с вещами дальше. Проползя под узким сводом, миновав один небольшой «зал», спустившись по ледяной горке и пройдя по узкому коридорчику оказываемся в зале, который станет нашим домом на ближайшие сутки. Температура в нём около ноля градусов, абсолютная темнота (для тех кто в танке — во всех пещерах темно, а фотографии светлые только благодаря мощной внешней вспышке на фотоаппарате), каменный пол и летучие мыши — вполне комфортные условия для ночёвки пробитых туристов. Сюда мы вернёмся спать после исследования пещер (забегая вперёд скажу, что на это уйдёт весь день, да и то всё посмотреть мы не успеем), а пока переодеваемся в вещи, которые совсем не жалко (чуть ли не треть пути по пещерам предстоит проделать ползком на пузе, по камням, пыли, песку, льду и глине, пробираясь из зала в зал), проверяем батарейки, в общем, располагаемся:

Начинаем «экскурсию». Местами из зала в зал надо двигаться так:

Местами на спине, чтобы не повредить головой формирующуюся годами красоту (фото Валентины «Кунаширки»):

Местами без верёвки и страхующего не обойтись:

А местами всё совсем сурово. У спелеологов (кто такие спелеологи спросите у интернета, мне лень объяснять) есть специальное слово — «шкурник». Это такой узкий лаз, проходя который, можно оставить в нём свою шкуру 🙂 Сергей Школьников, ещё один участник экспедиции, запечатлел моё, с позволения сказать, прохождение такого «шкурника». Осторожно, ненормативная лексика, 18+:

Порядочный турист старается оставить после себя природные памятники в первозданном виде. Мы внимательно следили за тем, чтобы не сбить головой сталактиты, ногами сталагмиты, и, естественно, весь свой и  встреченный чужой мусор мы унесли с собой. Но находятся индивидуумы… В общем, человек, который расписал стены в первом же зале после «спального», если волею богов ты читаешь это, моё тебе послание: гори в аду, уёбище. Так делать нельзя (фото Сергея Школьникова):

Третий зал на нашем пути буквально кишит летучими мышами. В это время года они, судя по всему, в спячке:

Некоторые встреченные особи были покрыты изморозью (тут я немного промахнулся с фокусом на фото, извините):

Растущие в пещерах ледяные формирования порой принимают совершенно причудливые формы:

По пути фотографируемся с красотами:

Добрались до выхода из первого пещерного комплекса (пещеры имеют разные входы и выходы):

Далее по улице идём к следующему пещерному комплексу. Кажется, он называется «Квадрат», хотя тут я могу напутать с названиями — к этому моменту я уже туго соображал, т.к. разум мой помутился от увиденных красот. Вход в следующий комплекс:

Тут тоже красоты открываются сразу после спуска. На следующем фото Сергей. Обратите внимание, на коленях у Сергея наколенники, потому что он — опытный турист. А у меня на коленях кровавые синяки, потому что я — нет:

Сергей тоже фотографирует:

Каждый пройденный зал уникален и красив:

Следующий зал называется «Ледяной водопад»:

На протяжении подземного маршрута то тут то там растут ледяные грибы:

Увлеклись настолько, что пропустили обед, и к выходу добрались уже к сумеркам. На выходе у всех на лице остались следы пребывания в пещерах, из-за которых нас легко можно было спутать с шахтерами. Кстати, на следующем фото Вадим — организатор экспедиции, без него ничего этого бы не случилось:

Если вы решили спустится в пещеры, учтите — пылью будет неизбежно покрыто всё. Защищайте фототехнику — носите её в специальных сумках, и вынимайте только когда хотите сделать кадр. К сожалению, моя камера в собранном виде в мою же сумку не влезает, поэтому я по неопытности решил не заморачиваться. Результат — камера тоже на выходе напоминала шахтёра. Как ей удалось уцелеть — ведает только аллах.

Покинув пещеру мы поужинали, после чего самые отчаянные пошли смотреть ещё один комплекс, а менее отчаянные легли спать.

На этом история подходит к концу. Утром мы собрались и двинули обратно. Были ещё песни под гитару, дорога, которой не выдержал один из экспедиционных автомобилей, но всё это не так интересно, как описанное выше. Я прощаюсь с вами до следующих приключений.

Всем добра, путешествуйте!

P.S: Для тех, кому очень понравилось, подборка других моих приключений:

Потаённый каменный «столб» под Хабаровском и немного красивых фото на другую тему

6 дней в тайфун на необитаемом острове — экспедиция на Аскольд

Как правильно пить кофе

Подземный Хабаровск, часть 2 — самый необычный кинотеатр

«Киинские писаницы» — ещё одни древние петроглифы близ Хабаровска

Экспедиция «в гости к шаманам»: Амурские столбы, тайга, горы и встреча с медведем

Петроглифы Малышево — бэкстейдж

Петроглифы Сикачи Аляна, часть 2: «много тысяч лет назад…»

Анюйские скалы, экспедиция по Арсеньевским местам

Пеший поход по острову Русский

Сикачи-Алян, или чем лучше заняться вместо гулянки в честь дня города